Анна | Дата: Вторник, 24.05.2011, 11:29 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1906
Статус: Offline
| история породы.
|
|
| |
Ge-lo | Дата: Пятница, 20.04.2012, 20:47 | Сообщение # 2 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 214
Статус: Offline
| Из истории породы. Культура монголов изобилует сведениями о собаках, причем на самом высоком уровне. В словаре монгольского языка слово Нохой – (собака) имеет 142 !!! значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве, селекции. Ни в одном языке мира этого нет. Это говорит о том, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства. Специалисты высшего пилотажа, по-монгольски «нохойч», могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями и тысячами собак! Об этом писал еще Марко Поло. Потом постепенно облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло то высочайшее мастерство массовой синхронной дрессуры собак. Но язык сохранил память об этом. Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. О них говорят в монгольских легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказах улигеров, в поэмах, в юролах-благопожеланиях. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак, и даже в государственных законах, защищающих собак. В историческом законодательном документе «Халхасский Кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства, – был вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и кышыктенов имуществу причислялись собаки «Банхар», «Тэйган», «Шарайд», а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - банхар или его щенок, как самой распространенной собаке. Также при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком. В монгольских законах того времени, таких, как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак.[1]. Таким образом, тот факт, что человек не имел права посягать на собаку в качестве чужого имущества, показывает, что еще с давних пор монгольская овчарка была любима и оберегаема монголами. К тому же до конца жизни МО банхар была верна своему хозяину, плохо переходила и тяжело привыкала к другому хозяину. Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда, банхары умирали от тоски. Такое особенное почитаемое отношение у монгольского народа МО банхары заслужили за исключительную храбрость и умение противостоять и побеждать самого опасного хищника на Земле – волка. Убийство собаки было делом не богоугодным. Ни в одной стране мира этому нет аналогов. Таким образом, в полном объеме подтверждается исторический, этнографический и государственный (именно Монголии) статус монгольской овчарки банхар. Этимология монгольского слова "нохой" – собака, имеет корни от слова "нохор" – первый товарищ, близкий друг человека. В народной медицине от монгольской овчарки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин.
|
|
| |